Марк Даглас «Дисциплинированный трейдер»

Прочитал в электронном виде (в печатном виде не удалось найти) книгу Марка Дагласа «Дисциплинированный трейдер». Эта книга посвящена психологии трейдинга (торговле на фондовых рынках).
Первые 8 глав скучные и занудные. В которых обсуждается одна мысль: рынок — среда не упорядоченная, изменения которой происходят не зависимо от наших желаний, ожиданий и вы вряд ли сможете повлиять на ход рынка, если вы только не торгуете в особо крупных размерах.
Но вот третья часть (главы 9 по 14) книги меня очень заинтересовала. Где рассказывается о внутреннем мире человека. Сейчас постараюсь кратко изложить прочитанное. Но лучше это прочитать полностью, чтобы проследить ход мыслей автора.

О чём пойдет речь
Простой пример. Перед вами книга, она существует вне вас. Наверняка, у вас сложилось какое-то впечатление о ней или возникли мысли и чувства. Это происходит внутри вас. Всё, что возникает и происходит внутри вас, и есть ваш внутренний мир. Всё пережитое вами и все воспоминания о пережитом, все ваши понятия, вся ваша эмоциональная окраска этих понятий, все ваши чувства, потребности, запросы, ожидания и цели, все ваши мысли — всё это составляет вашу внутреннюю картину.

Общая черта внешнего и внутреннего мира
Оба они состоят из массы не зависящих друг от друга частей. Но при этом они действуют сообща, создавая единое целое. Все знают, из каких частей состоит его тело, включая и внутренние (то есть скрытые от глаз) органы. Эти части состоят из клеток, у которых есть соответствующие функции. Все они и представляют наше тело.
Внутренний мир так же состоит из набора областей, которые действуют вместе, но независимо друг от друга. Получается единое цело — личность человека. Понятия, мечты, мысли, эмоции — все это отдельные части внутреннего мира, которые взаимодействуют точно так же, как руки — с глазами.

Некоторые из области внутреннего мира
Эмоции с положительным зарядом: любовь, счастье, радость, уверенность, душевный покой, благожелательность.
Эмоции с отрицательным зарядом: страх, гнев, ненависть, зависть, разочарование, растерянность, нетерпение, стресс, тревога.
Иллюзии: неприятие фактов, объяснение задним числом, философствование, искажение информации.
Понятия.
Намерения: цели, чаяния.
Ожидания: запросы, желания, требования.
Потребности.
Мечты: сны, грезы.
Мысли.
Увлечения (страсть, тяга к предметам, вызывающим любопытство).
Воспоминания
Творчество
Интуиция.

Внутренний (психологический) мир: что это такое?
Под внутренним миром будем понимать центр, в которых органы чувств передают всю информацию о физическом мире. Там она сортируется, распределяется по разрядам, получает обозначение, упорядочивается, находит различные связующие нити с другой информацией и хранится. Там складываются понятия и дается трактовка воспринятому. Это место, где все отпечатки внешнего мира преобразуются в сложную систему понятий о характере физической среды и связи с ней человека.
Мозг не считается частью внутреннего мира. У всех составляющих перечисленных выше есть одно свойство — они неосязаемы! Эти составляющие существуют в виде энергии (а у энергии нет массы).
Раньше считалось, что атом — это мельчайшая, исходная частичка мироздания. И что же? Потом оказалось, что внутри него есть энергия. Всякая материя существует в виде энергии на самом исходном уровне мироздания (в атоме), но не всякая энергия существует в виде материи (например свет и электрический ток).
Энергия внутреннего мира существует в различных, неосязаемых видах (понятия, чувства, эмоции и т. д.). Она способна стать движущей силой нашего поведения, а значит, и внешней физической среды в зависимости от того, как представлена.

Что такое «опыт»?
Всё, что мы физически видим, слышим, нюхаем, осязаем и пробуем на вкус, преобразуется в электрические импульсы энергии и направляется в мозг через нервную систему. Всё что человек познал и понял в своей жизни, хранится в его внутреннем мире на неосязаемом уровне, в нефизической действительности.

Внутренний мир и энергия: как они соотносятся по характеристикам и свойствам
Энергия безразмерна. Не занимает места в физической среде. У неё нет осязаемых размеров длины, ширины, высоты или объема.
А что такое наши воспоминания, или мысленные образы? (Иначе говоря, это всё то, что мы видим внутренним зрением: картины жизни, грезы, сновидения.)
Ведь они во многом схожи с голограммой лазерного света, то есть светового изображения без физической материи. Мысленные образы бывают у нас любого размера или пропорции, без каких-либо габаритных ограничений, существующих в физической среде. Почему? Потому что эти образы — как вид энергии — не имеют физической материи, а значит, существуют лишь в виде формы без размера и на место в пространстве не претендуют.
Пример. Закройте глаза и вспомните место, где провели свой последний отпуск. Сейчас вы мысленно увидели, где побывали. Вы словно вмиг перенеслись туда, минуя пространство и расстояния, которые пришлось бы пересечь и одолеть, соверши вы свой переезд физически. Зато место, где вы находитесь сейчас, и образ места отдыха, который остался в вашей памяти, соседствуют без всяких интервалов.
То же самое касается и сновидений: они безразмерны по природе.
Скорость
Вторая общая черта внутреннего мира и энергии — это скорость. Энергия движется с невероятной скоростью. Так свет проходит 186 000 миль в секунду.
Перемещения в сновидении могут быть мгновенными. Допустим, снится человеку, что он в каком-то доме — и вдруг он уже не в доме, а на другом конце земного шара.
Ещё пример, когда перед человеком в один миг мысленно пробегает вся его жизнь от рождения до последнего момента. Этот непрерывный образ-вспышка обычно возникает в критических ситуациях, когда человеку грозит смерть. Т. е. за доли секунды пройти через массу всего того, что накапливалось годами.
Это означает, что с помощью органов чувств человек способен воспринимать лишь мир, который существует во времени и в трехмерно пространстве. Ему дано пройти через каждый из моментов жизни в порядке их следования. Ему не перенестись в прошлое и снова пережить его, так как оно существовало в физической среде: что минуло — то минуло навсегда. Нет и дорого вперед, в будущее. Прошлого уже нет, будущего — ещё нет. Что же есть? Есть кажущаяся бесконечной череда сиюминутных моментов, из которых складывается наша жизнь. Но энергия внутреннего мира с его составляющими действует вне рамок привычного понятия о времени и пространстве применительно к физической среде. Во внутреннем мире нет ни границ пространства, ни границ времени. Можно мысленно устремиться, куда пожелаешь: в прошлое, в настоящее, в будущее.
Течение времени проявляется во внутреннем мире лишь в виде энергетического следа, который внешний мир оставляет на органах чувств. Вспомните момент за моментом что происходило за последние сутки, а за 7 дней. Вспомнится только самое важное, только то, что сильнее всего воздействовало на органы чувств, то есть самое весомое энергетически.
Другой пример — чтение. Обычно прочитанное быстро забывается, потому что при этом занятии внешняя среда мало действует на органы чувств. Да, мы видим напечатанные на бумаге слова, но они действуют на нас гораздо слабее, чем то, к чему мы лично причастны.
Воспоминания человека — все до единого — составляют часть его личности. Они хранятся в виде энергии, а потому способны сказаться на его поведении. Они наложат свой отпечаток на его действия и он будет жить, исходя из прошлого опыта, приобретая новый, а вместе с ним — и новые воспоминания.

Воспоминания хранятся в виде зарядов энергии
Опыт преобразуется в электрические импульсы энергии. Значит, у них есть электрический заряд. Он может быть либо положительным, либо отрицательным — в зависимости от характера воздействия на органы чувств.
Качество энергии — это относительная степень положительно или отрицательно заряженной энергии, которая служит для хранения опыта.
У энергии есть две основные характеристики. Первая — полярность заряда. Вторая — сила заряда: она меняется от положительного максимума (при предельно насыщенных переживаниях, вызывающих восторг, ликование) до отрицательного (ощущение дикого ужаса).
Если какое-то случай закончился хорошо, то и человек чувствует себя благополучным, он уверен в своих силах. От страха же он бывает скован в действиях и мыслях, ограничен и сдержан в оценках и выводах.

Как воспоминания влияет на опыт
Человек воспринимает мир через органы чувств. Знакомство с внешним миром оставляет в памяти образы, отличительные признаки или ассоциативные связи, которых раньше не было. Все новые впечатления-воспоминания, отличительные признаки и ассоциативные связи встраиваются в опорную систему уже имеющихся познаний о свойствах мира.
Мы познаем что-то, а когда вновь сталкиваемая с познанным, энергия внутреннего мира воздействует на наши органы чувств, помогая припомнить уже знакомое.
Что же, вообще, получается, когда человек сталкивается с чем-то, в чем опознает «старого знакомого»? На его органы чувств действует не внешний мир (в лице этого «знакомого»), а внутренний. Иными словами, ситуация такая же или почти такая же, а потому ее можно как-то оценить. Эта оценка у человека уже готова. Какими мыслями и чувствами из воспоминаний, набора отличительных признаков и ассоциативных связей он её наделит, такой она для него и окажется. Например, свидетели какого-либо события могут описать его по-разному. Каждый увидел в нём своё. Следовательно, сколько людей — столько и вариантов одного и того же в зависимости от внутреннего мира каждого.
Получается, что многие ощущения от того или иного явления жизни дает не оно (как многим кажется): их создает сам себе человек.

Связь между оценками и эмоциями
Энергия наших чувств (любовь/ненависть; радость/гнев; уверенность/страх…) во многих случаях возникает вовсе не извне. Эти чувства и эмоции уже составляют часть нас самих, и мы автоматически переживаем их, когда происходящее вокруг оказывается под стать тому, что отложилось в нашем внутреннем мире из прошлого опыта. Пример, некий папаша лупит своё чадо с криками: «Получай, дурак!». В понимании ребенка эти слова будут теперь, наверняка, связаны с болью от взбучки и останутся в его внутреннем мире с сильным отрицательным зарядом.

Понятия
Понятия человека — это шаблон, по которому он дает определения, устанавливает различия и задает тон в восприятии внешнего мира: то есть он настраивает органы чувств на прием из всей поступающей информации лишь того, что соответствует шаблону. Значит, жизненный опыт человека будет складывать из того, что он отберет для себя, а отбирать он будет то, что поддается его восприятию.
Следовательно, чтобы познать новое, что может обогатить наш опыт, нужно быть готовым к этому или хотя бы уметь раскрываться навстречу новому. В противном случае человек в каждый момент своей жизни остается в плену замкнутой системы представления. Значит, он остается при мнении, что его оценка или ощущение той или иной ситуации были единственно возможным вариантом.
Фильтруя потом информации, поступающей во внутренний мир, понятия занимаются тем, чем и призваны заниматься, дозировать информацию, чтобы человек познавал мир постепенно.

Как страх приводит к тому, чего пытаешься избежать
Чего добивается страх? Он хочет помочь человеку уберечься от того, в чем тот уже научился видеть угрозу для себя. Но рядом с неприятными воспоминаниями в человеке живет и природное свойство находить общее в явлениях, фактах, предметах и объединять их по сходству. Получается парадокс: человек не избегает объекта страхов — наоборот, он сам создает для себя ситуацию, от которой старается уберечься.
Хотите преуспеть? Тогда поверьте в себя, в такую победу, когда никакой страх уже не помешает лучше оценить обстановку, найти больше вариантов. Для этого надо поработать над собой: освободиться от всего, что сужает рамки внимания или целенаправленно выводит из поля зрения определенные сведения.

Зачем учиться приспосабливаться?
От умения приспосабливаться к переменам в жизни напрямую зависит, насколько вы ею довольны. Но что значит «приспосабливаться к переменам». Это значит меняться самому, познавая всё больше из того, что преподносит жизнь с точки зрения её разнообразия. Человек начинает понимать, какого действия можно ожидать от внешнего мира и чем тот, в свою очередь, может ответить при воздействии на него.
Кто осведомлённее и проницательнее, тот может лучше справиться с жизнью, удовлетворяя свои потребности и достигая целей. Когда потребности удовлетворены, а цели достигнуты, у человека появляется ощущение благополучия, уверенности и удовлетворения. А если нет, тогда он разочарован, недоволен. Успех, уверенность, удовлетворение — это три «у» с одной сутью. Они исходят друг от друга, образуя и прочно замыкая плодотворные круг развития и внутреннего роста. По той же логике, разочарование, недовольство и загнивание также исходят друг от друга, образуя порочный круг из душевной боли, тревоги и подавленности.
Чтобы удовлетворить свои потребности и достичь целей нужна определенная степень равновесия между внутренним и внешним миром. Наши потребности, намерения, цели и желания — существуют во внутреннем мире. Чтобы удовлетворить себя, приходится идти на контакт с внешними силами. Степень удовлетворения зависит от того, найдет ли человек самый подходящий алгоритм действий при данных обстоятельствах. Выбор алгоритма зависит от доступных на тот момент знаний, которыми овладел человек.
Пример. Начертите огромный круг, диаметром около двух метров. Это — круг всей имеющейся информации о мире. Внутри большого круга начертите ещё один, диаметром сантиметров семьдесят. Это часть знаний, которую накопило человечество с самого начала своего существования. Теперь поставьте точку в малом круге. Примерно такова будет доля того, что каждый из нас успел узнать, усвоить и понять по сравнению со всеми остальными.
Прежде чем познать что-то, надо узнать о его существовании. Ведь изучать, например, атомную энергию люди начали тогда, когда открыли её. Однако она существовала сотни тысяч лет до их открытия.

Познание и качество накопленного опыта
Человеку на дано от рождения знать, что для удовлетворения потребностей нужно успешно действовать во внешнем мире. Но ему дано другое: врожденная тяга к знаниям. Есть в человеке ещё одно свойство — действовать на уровне автоматизма.
Жить — значит учиться. Учиться человек начинает от непреодолимого любопытства.
Исход любой ситуации соответствует тому уровню знаний, которые человек имеет. Чем больше человек приобщает себя к знаниям, тем лучше он способен взвесить возможные варианты исхода.
В любом случае ощущение человека — это показатель его отношений с внешним миром и указатель маршрута к тому, чему нужно научиться, чтобы быть больше довольным жизнью.

Старые знания — барьер для новых
Парадокс жизни: как познать то, чего не знаешь, если то, что уже знаешь, мешает пробиться к тому, чего ещё не знаешь?
Учиться — значит менять и меняться. Менять ли старое, познавать ли совершенно новое — это уже не важно. Не желаете менять (приспосабливать) свой внутренний мир? Не ходите видеть больше различий и изменить угол зрения? Тогда вы остаетесь без знаний, которые нужны, чтобы постичь в жизни что-то совсем иное. Но раз нет перемен в себе — не будут они ощутимы и в жизни. Значит, остается одно: хождение по замкнутому порочному кругу боли и недовольства.

Мы познали — а оно устаревает
Всё в мире находится в постоянном движении. А всё, что находится в движении меняется также во времени. Следовательно, перемены — это неотъемлемая черта внешнего мира. Испытанные на сегодня средства назавтра могут и устареть.
Припоминание и воспоминание — совсем не одно и то же, и очень важно отличать одно от другого. Воспоминание — это то, чем становится всё пережитое. Способность же специально вызвать воспоминание в памяти — это уже припоминание.

Управляем энергией внутреннего мира
Мысли — это очень можно средство произвести перемены во внутреннем мире. Мысли сильны своей внутренней силой. Именно поэтому люди так осторожны в выборе информации.
Способность выйти мыслью за рамки текущего набора ограничений или творчески использовать своё воображение — единственный противовес, благодаря которому человек растет, совершенствуется и преодолевает тяжелые периоды жизни.
Созидание, творчество — значит рост и перемены. Творить — делать что-то, чего раньше не было. Каждый наделен даром творить и свободно мыслить в любом желанном направлении. Так употребите эти мысли на улучшение своей жизни.

Целенаправленно меняем систему понятий
Всем известно: где хотение — там и умение. Ведь чтобы выявить или изменить в себе что-то, надо прежде всего хотеть. Хотеть чего-то — значит невольно думать об этом. Думать — значит рождать энергию мысли.
Усвойте для себя, что понятия нельзя уничтожить. Раз они сложились у человека, то останутся при нем до конца его дней. Но их можно лишить энергии, обесточить. Лишенные энергии понятия сохраняются, но уже не влияют на то, как человек оценивает происходящее. Многие когда-то верили в бабу-ягу. Потом эти представления отпали сами собой.
Всякая перемена дается с боем. Вулканические извержения, роды, порывы ветра, ливни, волны — всё это примеры крутого характера сил, вызывающих перемены. При переходе от одной системы понятий к другой не обойтись без переживаний, беспокойства. Они не вечны — они улягутся. И — как во всяком деле — чем больше делаешь, тем легче оно дается и в итоге станет освоенным навыком.

Письменное изложение мыслей как способ вызвать перемены
Всяким своим движением человек так или иначе меняет физическую обстановку. Чем мощнее или выразительнее его движения, тем крупнее перемены. Человек всякой своей мыслью так или иначе меняет психологическую обстановку. В какую сторону человек направит свои мысли, в такую сторону и пойдут перемены. Сосредоточенность мысли на чем-то и порождает перемены. Излагать свои мысли письменно — это один из мощнейших доступных способов, благодаря которому мы можем сосредоточиться и добиться желаемых перемен.
Ведь что значит писать? Это значит придать физическую форму происходящему во внутреннем мире. Излагать мысли письменно — значит невольно упорядочить их с прицелом на желаемый объект творчества.

Упражнение по развитию самоконтроля
Когда мы говорим о самоконтроле, то имеем в виду процесс, в ходе которого человек учится владеть собой, управлять своим поведением. Это качество не врожденное и не из разряда присущих отдельным людям. Это особый образ мышления, психологический прием, с помощью которого можно изменить какое-то понятие или систему понятий. Самоконтроль — это более прямой способ произвести перемены, поскольку человек, целенаправленно действуя, напрямую противостоит тому, что собирается менять.
Упражнение для развития в себе самоконтроля:
1. Составьте список того, что вы не любите делать; чувствуете, что не сможете сделать; хотели бы перестать делать; никогда не делали, но возможно, могли бы делать с удовольствием.
2. Просмотрите список и выберите какое-нибудь мелкое или самое незначительное для вас дело.
3. Теперь попробуйте внушить себе самым доброжелательным образом, что вам хочется заняться этим новым для вас делом. Только не давайте себе обещания постараться выполнить его. Клятвы совершить что-то — не такое уж сильное средство.
4. Составьте жесткий план, по которому будете идти к цели.
5. Всякий раз принуждая себя соблюдать план, следите за процессом своего мышления или ходом мыслей: запишите их.
6. Итак, вы стараетесь не отступать от плана. Скажите, вы ощущаете какое-то сопротивление, желание найти отговорки, оправдания задним числом? Да? Налицо классический пример столкновения: система понятий выступает против сознательно выбранной цели.
7. Теперь снова сосредоточьтесь на цели. Нужно направить на её достижение как можно больше энергии. Ведь часть её отбираются понятия, отвлекающие от цели. Значит, та часть, за счет которой вы удерживаете внимание на цели, должна быть больше: то есть энергии нужно производить больше.

Чтобы упражнение принесло пользу, нужно соблюдать некоторые установки.
Во-первых, начните его с выбора действительно мелкой цели или задачи, которая и впрямь мало что значит в вашей жизни. Смысл упражнения — научиться сознательно управлять внутренним миром.
Если ожидать от себя слишком многого и судить себя беспощадно, то можно лишь свести на нет все свои усилия и породить в себе чувство страха и своей несостоятельности. А вот чем меньше ожидаешь от себя, тем быстрее добиваешься успеха.
И наконец, не ожидать от себя обязательного выполнения намеченного хорошо также тем, что поможет научиться считать любой исход приемлемы. Ведь всякий шаг — хоть самый маленький — это шаг. Само решение попробовать это упражнение- уже важный шаг, даже если вы приступите к нему не сразу. Ведь младенец должен сначала научиться вставать, и лишь потом он начнет ходить и бегать.

Обложка Дисциплинированный трейдер

ПоделитьсяShare on VKShare on FacebookShare on Google+Tweet about this on TwitterShare on LinkedInEmail this to someoneBuffer this page

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *